Алтай отчет

Фотки мои и Лехины    Фотографии Александра1     Фотографии Александра2
Давно ничего не писал. Целый год. Хотя был в нескольких интересных странах и местах. Общался с безумно увлеченными людьми. Добыл много информации и научной и этнической. Несколько раз испытывал шок, был близок к смерти, видел радость, страдания, понимал и покидал. Моей душе нет покоя, когда ничего не происходит,  я нахожу равновесие только в дороге, поезд, самолет, ноги – особенно ноги.
А с возрастом люди удивляются все меньше. Становишься менее восприимчивым, даже черствым, то что раньше могло возбудить воображение на месяц теперь усваивается за несколько часов.  Чувство удивления притупляется, как и любое другое если его постоянно «тренировать» (равно как и страх, любовь, голод). Ты встречаешь абсолютно новое существо, цвет, звук, вкус, мысль, но реагируешь так, будто слышал об этом  еще год назад.
Это факт – но с этим нужно обязательно бороться. Открывай себя новому с огоньком с эмоциями. Испытывай восторг и не скрывай этого. Фантазируй и мечтай. А если не хочешь – тогда признай что постарел.

Поехать на Алтай меня позвал двоюродный брат Леха. Он с друзьями уже много лет ходит в горы в разных частях планеты, их цель перевалы, вершины, ледники, подъемы спуски. К подготовке  более чем серьезный подход, качество снаряжения, стремление минимизировать вес, четкий расчет раскладки еды. У каждого человека есть своя специфика, и никто не оспаривает его решения, т.к. виднее тому кто видит, а не считает.
Я походил в течение лета на скальники, немного теории немного практики, съездил на альпсборы, купил альпснаряги на сумасшедшие деньги, баллоны с газом, тяжелый провиант, и дожидался 5 августа чтобы вальнуть из любимого города.

Не люблю когда, провожают, и поэтому меня никто особо и не провожал. Но вечером спонтанно мы собрались друзьями за столом, подошло время отбытия, и было решено проводить меня как положено. Взяли пару бутылок хереса, рома без чеков, (т.к. в России  алкоголь запрещено продавать после 22-00) остановились недалеко от вокзала, играли на гитаре и громко что-то обсуждали. 2 часа ночи, люди в поезде Владивосток-Москва давно спят, но Леха уезжает на Алтай, это очень серьезно. На весь пирон прощание славянки разрывая динамик телефона, напутствие вгавно пьяных друзей, безумный ржачь, угрозы проводницы не впускать меня в вагон, тронулись… и тишина, покой. Тук-тук, тук-, спать.
В купе сильно пахло омулем, разговаривать особо не хотелось, слушал аудиокнигу, спал. 

7 августа
В Новосибирске меня встретил Женя на истане (89138913258) – наш водитель, заехали в аэропорт за пятью мужиками, прилетевшими из Киева, и сразу в путь, дорога то длинная (больше 900 км до Тюнгура). И после коротких формальных фраз приветствия разговор зашел о политике. Оказывается на Украине некоторые считают, что Россия развязала войну в Грузии, до сих пор ущемляет их интересы, и вообще несет зло всем окружающим, т.к. у нас профицит бюджета, и нет никакой демократии. Я ни о чем не спорил, т.к. оказывается, мало в этом смыслю, сошлись на том, что все политики, включая Медведева, Януковича и даже Лукашенко – пид……асы. Заговорив на интернациональном языке, пришли к пониманию. В команде все люди интересные, с жизненным опытом, с собственным мнением, открыты для общения. Все работают, путешествуют, читают, интересуются и не забывают о семьях. Мы насчитали в сумме у всех нас 14 официальных детей. 

К вечеру добрались до границы в Усть-Коксе, но пройти ее не смогли, т.к. наши пропуска не передали из управления на КПП, путались договориться, предлагали денег, но только все это не по уставу, потому что это РОССИЙСКИЕ ПОГРАНИЧНИКИ – молодцы ребята хоть и медленно работаете. Пропуска нам помогла сделать Настя (89132772166). Нашли место у реки, переночевали.

8 августа
Доехали до Тюнгура, пообедали, нашли уазик, который нас провез 8 км, и, наконец, оказались в лесу. Рюкзаки были тяжелыми, ботинки у некоторых новыми, стерли ноги в первые несколько часов ходьбы. 5 метров пластыря разлетелось на ура. Я клеил ноги в несколько слоев, одевал 2 толстых носка, и все равно было больно ходить, нужно было пройти час, чтобы организм привык к постоянной боли и перестал концентрировать на ней внимание. До этого я никогда не ходил в горных ботинках, - это ужас! Одни минусы! Они дорогие, тяжелые, стопа практически не гнется, в них очень жарко ноге, натирают ( насрать на то что они не пропускают воду и выдерживают падение камня). К третьему дню ходьбы мои мозоли были с трижды протертой насквозь кожей. На четвертый день одна нога начала гноиться, мозоли в диаметре по 5 см, казалось, что вылезет кость. Может, я неправильно выбрал размер, или модель, но у 4х человек помимо меня тоже натирало, поменьше, но все же. Впрочем, это был единственный небольшой негативчик и слава Богу. Согласитесь мелочь, о которой и не вспомнишь.



9 августа 
Тропа от трех берез до Белухи вдоль реки Аккем широкая и многолюдная, ходят пенсионеры, дети со старшими, иностранцы, и такие же как мы иногда. Дюди встречаются каждые 15 минут, моросит дождь, все по колено в грязи, реально прохладно. Шли почти весь день, очень устали, уже вечерело, когда нашли подходящее под палатки место.
Чтобы погода нормализовалась, я научил ребят бурханить  - воздавать окружающим нас духам свое почтение. Искреннее желаем добро хозяину этих мест. Именно так должен быть настроен ваш мозг, вы почитаете и, как бы, не просите, а просто хотите,  чтобы вышло солнышко. И если все сделано правильно без идиотских недоверчивых улыбок, и ваши цели благие, то будете услышанными.
На следующее утро вышло солнышко, и светило каждый день вплоть до моего отъезда.

Вообще поразительно как люди из европейской части реагируют, на нашу смешанную культуру, и богатый духовный мир. Для них непонятно как можно носить на шее коготь медведя, или вообще что-либо иное кроме крестика или звезды Давида. Или как на одной полке могут уживаться икона девы Марии, чучело домового, и статуэтка буддийского бога радости и благополучия, которые есть, наверное, в каждой второй квартире иркутян. Многие путают накопленные веками, а иногда и тысячелетиями этнические обычаи, с дешевой фантастикой или изотерикой, или вообще  бредом. Людям, которые заполонили все свободное место в озабоченных потреблением головах трудно понять, то, что им не рассказывали в школе, и самое простое это не верить. Но мы (духовные люди) и не навязываем, мы просто приоткрываем занавес этих знаний, а принимать их каждому и не нужно.

Я это к тому что, как мне показалось, ребята из Украины нормально отреагировали на «языческий» в их понимании обряд, и не прогадали.


10 августа
Идем все, все отлично, и тут Юра делает плановый привал. Я сажусь на рюкзак и че-то меня сильно кольнуло в руку. Я даже не успел выругаться, как следует, меня укусила вторая пчела. Сорвавшись с места,  бежал, куда глаза глядят, но меня догнало и укусило еще 4 пчелы. Мы сели отдыхать в метре от их гнезда.  Когда пчелы атакуют врага, они его помечают специальным запахом, который говорит остальным пчелам «Добейте чувака, я пожертвовала жизнью ради роя, отдайте же и свои!». Поэтому выхода два – бежать или прыгать в воду, если есть рядом. Мужиков тоже немного покусали. Поржали, отобрали у пчел брошенные в истерике вещи и двинули дальше.
Сейчас у многих плохая реакция на ос или пчел, кто-то теряет сознание, кто-то моментально покрывается коростами, или опухает, или начинает тяжело дышать. Если вы не уверены в своей реакции на укус, лучше проверьте это находясь с близкими, которые смогут доставить вас в больничку или вызвать скорую. Если реакция плохая, вы выясняете, какой препарат вам помогает, покупаете его и таскаете с собой таблетки в сумочке на всякий случай. Однажды это случится в садоводстве, поле, лесу – очень жалкий повод, чтобы отодвинуть сандалии.
Днем постоянно ели жимолость и смородину вечером сварили грибной суп.





11 августа -12 августа
Поднимались в гору монотонно долго, под ногами золотой корень, вокруг рериховские пейзажи. К примеру, фиолетовая гора, за ней полностью зеленая, а между ними течет река с водой цементного цвета. Прекрасные виды, хорошие нагрузки на организм. Пару раз приходилось мечтать о еде, т.к. чувствовалось, что организм почти все уже переработал в энергию.

13 августа
Ледник. Одели всю снарягу, встегнулись в 2 связки и пошли вверх по леднику с ледорубами. С виду казался легче. 3х часовой подъем и перевал, с которого Белуха как на ладони. Спустились на восьмерках в огромный цирк, и дошли до небольших горных озер, там кто-то уже ночевал до нас и мы поставили палатки на ровно выложенные камни.
 




Вот она Белуха за моей спиной, кажется что рукой подать, но между нами огромная пропасть.



По этой фотографии можно представить себе объем этих мест. Маленькая красная точка в центре фотографии - вертолет. 




14 августа
Вот он долгожданный и любимый мной лес, с запахом кедровой шишки, виляющей тропинкой и дремучей мудростью. Горы восхищают грандиозным размером, чувствуешь себя муравьем перед девятиэтажкой. Только мне кажется, муравью с грузом в 2 раза превышающим его собственный вес будет проще забраться на нее, чем нам с рюкзаком на гору. Зато нам интереснее!!
Остановились на ночевку.








15 августа
Идем вниз по реке Иедыгем до реки Аргут. В пути нам попадались Алтайцы, приведшие альпинистов на конях к подножью ледника, говорили о тропе, переправе и предлагали чай. Дальше по каньону вверх по реке.
По дороге попадались, белки, суслики, коршуны и другие птицы, видели козлов. И однажды змея, в полуметре от тропы. Впередиидущий  Леха сказал: «Змея», и уже через 2 секунды я поднял ее трекинговой палкой, скинул на несколько метров вниз со скалы, посмотрел, вроде шевелится и пошел дальше. Только через минут 15 я понял, что сделал все это на автомате, повинуясь какому-то инстинкту. Во первых я чуть не убил бедное животное, она могла просто разбиться о камни. Во вторых она могла бы меня укусить. В третьих можно было бы с ней пофотографироваться. И в четвертых отрезать голову выпить кровь, съесть ее бьющееся 40 минут после смерти сердце, замариновать тушку вместе с позвоночником  луком и солью, намотать на палочку и пожарить на костре. Помните, все змеи съедобны. Я ел змею в Папуа, она была немного недожаренной, на мой взгляд, вкус мяса забыл описать не смогу.  
В этот день я шел в сандалах, точнее летел. Мои ноги несли меня с сумасшедшей скоростью вперед, я не чувствовал даже малейшей усталости, постоянно отрывался от группы вперед чтобы увидеть какое-то животное и послушать тишину гор и песни ветра. О чем-то думается лучше, когда один, когда впереди даль, а не спина товарища.  
Я решил окончить мой трекинговый маршрут и отделиться от группы. Причина одна – получил массу наслаждения от общения с природой, увидел все, что хотел, понял, что такое Алтай. Дальнейшее продолжение многодневного маршрута было бы менее интересным и насыщенным, меня не тянуло преодолевать ледяные хребты, хотелось какого-то разнообразия, драйва движения. Сил куча, но интереса уже нет. Кто-то скажет, что на Алтае и 2 месяца можно ходить, - кому как.
Заночевали на огромной открытой поляне. Игорь выделил мне продуктов (суджук, сало, сыр, сухари шоколад), на мой взгляд, даже много. Однако он все рассчитал, и даже несколько килограмм круп оставили в пакете на стоянке.







16 августа
Иду, оторвавшись от группы через рощу и вдруг, мгновение, и на мне сидит стопицот комаров. Я истерично отмахиваюсь, а их все больше, на той руке, которой отмахивался, и лице размазал несколько наполненных моей кровью ублюдков. Бегу метров 200 до полянки, отстали.  Не хотелось бы хватануть малярию у себя на родине, чудом уцелев от нее в болотах Новой Гвинеи. Доходим до деревни Аргут. Прекрасная долина слияния двух рек, одна с белой водой - другая с прозрачной, в итоге превращаются в зелено перламутровый бурлящий поток. Пасутся лошади, грациозные и ухоженные. На берегах кусты облепихи, с мелкой кислой ягодой. Я пошел в деревню узнать, есть ли машина, которая смогла бы группу подбросить до следующего перевала, а меня до ближайшей к цивилизации деревни. На подходе увидел 3х детей возрастом до 10 лет, они безвылазно купались в ледяной реке, где у нас ноги за минуту сводило . Деревня около 20 домов, электричество от дизельного генератора, основной вид деятельности – козы, коровы, кони. На всю деревню одна машина – у фермера, который на покосе, когда вернется - никто не знает, ни сосед, ни жена. Я объяснил наши намерения, мне порекомендовали подойти ближе к вечеру. Опять же пригласили попить чай. На нашем пути все Алтайцы предлагали попить чаю. Очень гостеприимный народ. 

 Мы знали, что в деревне нет магазина, поэтому не тешили себя иллюзиями купить там пива. Но на этот счет было много приколов, например, что зайдем в один из гипермаркетов, а там длинноногие девчонки проводят специальные рекламные акции и т.д. Или что в Аргуте стоит несколько не сильно крутых автосалонов. В общем, вернулся я пустым.
Были мысли остаться в деревне пообщаться с народом, записать этнос, легенды, танцы, песни. До последнего не мог определиться решил присматриваться к знакам.

Пообедав и переждав жару в тени огромного парка, созданного лучшим дизайнером всех времен – матерью природой, мы двинули, через деревню, нет транспорта - есть ноги. По дороге я встретил всадника и договорился за 1000 рублей, чтобы завтра он привел лошадь и отвез меня в деревню Джазатор находящуюся в 40 км, по высокогорью. Романтика проскакать столько на лошади, но задница болела бы изрядно. Проходя мимо реки, мы увидели на другой стороне 2 уазика, потом к нам на встречу на лошади выехал сам фермер. Договорились о цене и поехали. Дорога экстремальная, проехать можно только на джипах, иногда приходится пересекать речки, ехать по большим камням, крутые подъемы вверх.  Часто останавливались, чтобы увидеть с высоты чудовищные пороги реки Карагем.

Пришла пора прощаться с командой, крепко обнялись с ребятами и особенно с брательником Лехой, пожелали друг - другу удачи и расстались.

По дороге я расспрашивал фермера Максима о прошлой и современной жизни. О том что делают они в быту, жива ли этническая культура, отношение молодежи к знаниям предуов.
  --Какие в лесу есть животные?
-А есть почти все: медведи, козлы, бараны, олени, снежные барсы, росомахи, рыси, бобры, лоси, особая проблема - волки. Волки часто убивают молодняк и взрослых коров, иногда убивают мамку, а теленка оставляют в живых, зимой нападают на жеребят, которые не могут быстро убегать в глубоком снегу.
  --Лошадей едите?
Лошадей наш  транспорт, практически не едим. Все лошади клейменые, т.к. пасутся везде где душа пожелает.
  --Когда было лучше жить сейчас или в СССР?
-В советском союзе зарплаты были, а сейчас деньги только у того кто работает. Но все равно все что у нас есть это благодаря России. Многие этого не понимают.
Находясь в Алтае, и в правду, не всегда ощущаешь себя в своей стране. Рядом граница Монголии, Казахстана и Китая. Своя жизнь, язык, обычаи, цены. Россия это там где-то в тысяче киломаетров на север.
  --А сарлыков почему не держите? (В переводе с алтайского означает "дикий як")
-Так ониж дикие, испугается чего и убежит в горы, и никто его не догонит, кроме пули.
  --Народ знает песни, танцы, традиции, обряды совершаются?
-Старшее поколение все помнит, а молодым этого не надо, они видишь че слушают? – Сказал фермер кивнув на магнитолу.
  --НЛО приходилось видеть? Края у вас сакральные, наделенные силой.
-Про это разговоры отшумели лет 10 назад, а сейчас все люди грамотные и знают, что никаких инопланетян нет, - ответил Максим как бы заранее заученную фразу. У меня недоумение и  пятиминутная тишина.
  -- А я в них верю и видел, сказал я. И кроме того 200 миллиардов галактик, в которых сотни миллиардов звезд, вокруг каждой из которых вращаются планеты с условиями жизни как у нас…
-Ну, так-то я тоже видел 2 раза, - сказал Максим немного помолчав, - только они быстро исчезали. Один раз оранжевый шар был, другой раз красный с белым, и двигались, так как не что не может двигаться и зигзагами и удалялись. У нас все это видели.

Еще из разговора узнал что шаманов стало очень мало, но знахарей хватает.


Алтайцам хочется выглядеть современными, хочется чтобы о них не подумали плохо. Фермер, несколько раз врубал попсовую музыку. Интересно слушать песню в которой поют не на 2х языках как в большинстве наших а на трех (алтайский русский и английский). Т.е. припев к примеру на Английском, а три куплета на разных языках. Забавно.

Темнеет, приехали в Джазатор(Беляши).
- Пойдем, зайдем, тут чаю попьем у родственников жены. – Позвал Максим.
  -- А вещи не своруют? – Спросил я когда увидел, что он не закрывает машину.
- Никто не ворует, у нас за это пальцы отрубают. – Коротко и ясно пошутил с серьезным лицом алтаец.
Там он узнает у родственников, что гостиница, только для приезжающей раз год администрации, но быстренько нашли человека, который занимается туристами (Альберт 89136901409), он приютил меня в отдельно построенном домике за 200 рублей. А когда выходишь из лесу есть куча надуманных вещей типа нужды в пиве. Забегаю в закрывающийся магазин и беру 3 бутылки единственного пива Клинское с лаймом. Это редкостный ацтой, оно было бы стремным даже если бы было охлажденным, если бы пил лимонад, то получил бы больше кайфа… Я счастлив!!








17 августа
Утром через Альберта договорился с другим фермером, и он увез меня с остальными попутчиками в направлении к цивилизации. На подъезде к таможенному посту я немного нервничал, т.к. пропуск у меня был не в бумажной форме, а на фотоаппарате, но все  разрешилось. Водитель, видя мой неподдельный интерес вызываемый, каждым орлом, верблюдом и сурком, постоянно показывал что-то и шутил. Позитивный мужик. В основном он трещал с остальными пассажирами на алтайском, из всего набора иностранных слов мне удалось уловить лишь «… тонкий политик сукэбле…», из чего я понял, что их разговор не о квантовой физике и не о дорогих сортах кофе.
По дороге мы остановились у большого дома, к нам от туда шел дед лет 65.
-Вот видишь татаринсукэ – брат президента татарстанасукэ.
Подходит дедок, жмет всем руки.
-Он тут оченьсукэ известный и уважаемый человек у него елда почти с метрсукэ. – Ни как не может успокоиться фермер.
Дедок с  невозмутимым лицом ничего не отрицал, сказал лишь, что «ёп» он тут всех этих алтайцев как и его предки татары на протяжении нескольких веков их  ….ли. Поржали немного и поехали дальше.  А по пути мне паренек предложил до ГорноАлтайска доехать с ним на его машине. Когда  фермер менял колесо, я видел, как он совершал намаз. Разумеется, меня аж подмывало поговорить с ним об исламе, но как то не срослось, но все будет чуть позже.

Кош-Агач – по-настоящему крупный поселок, там есть асфальт, вещевой рынок и прочие блага современного общества. Я пошел в столовую и, заказав еды, на 120 рублей еле съел ее. Большая порция лагмана, 4 манта, полстакана сметаны, 2 компота, хлеб. Цены приятно удивили, учитывая, что все продукты натуральные.
Прошелся по улицам, дожался Армана –того самого паренька казаха с которым ехал.
-У меня у кореша сын родился, заедем на 20 минут по дороге поздравим? Ты не торопишся? Там у них все семейство, отец на домре играет, тебе будет интересно.
  --Я только за! Тем более что смогу вас пофотографировать, а потом выслать.
Заехали за крестниками, загрузили полностью машину подарками и тронули в путь. Такие уж у казахских мусульман обычаи. Рождение ребенка празднуют на 40-вой день, дарят при этом кучу подарков, т.к. следующие подарки будут только перед школой, а последующие после ее окончания. Крестный папа выделялся тем, что у него было 6 (шесть) детей и все от разных матерей! Крестному отцу при этом 26 (двадцать шесть лет). Он сказал, что по обычаям я - странник, должен уйти от них пьяным. От бесконечной красоты пейзажей, переедания и эмоционального переутомления я отрубился по дороге в Акташ.



Празднование происходило в 2х комнатной квартире 2хэтажного деревянного дома. В зале в низких стола, вокруг которых сидят гости. Около первого стола в основном мужчины, на самых удобных местах располагаются дед, бабушка и пробабабушка новорожденного по линии отца. Друзья отца, крестники брат и дядя, также за этим столом, но уже на низеньких табуреточках. Вокруг второго стола, в основном женщины, и мужчины родственники и тамада, да-да именно та.

Мне сразу налили чая в пиалку, и чуть позже  водки + в пиалке постоянно был кумыс. Как оказалось, некоторые  мусульмане выпивают, но очень немного и только по очень ярким событиям, например как это, или свадьба. На столе помимо привычной для нас пищи, было мясо барашка и лепешки. (кстати праздник называется 40-ка лепешек). Меня опять поразило гостеприимство. Затащили небритого только, что вышедшего из лесу человека не своей веры на праздник очень узкого семейного круга. И общались на ровне, и тост я говорил, и на гитаре играл. Удивительные люди. Пытались меня напоить в результате один дядя ниасилил и ушел домой качаясь, они ведь не знают, что сибиряки имеют неплохую практику в этом деле. Наливают водку, пью водку, подливают кумыс - пью кумыс.

В общем Армана не хотели отпускать, поэтому мы были автоматом приглашены на вторую часть застолья. Это когда расходятся родственники и остаются только друзья и соседи. А соседи оказались все русские фсбшники, с женами и детьми. Ну, с ними я уже соперничать не стал, немножко посидели и поехали. На прощание я подарил ребенку страховочный двойной ус с двумя новенькими карабинами, посчитал, что это лучше чем каска или жумар. Также удалось поговорить с дедом – главой семейства, который играл на домре. Он очень мудрый и уважаемый человек, у него минимум 9 детей, он хороший охотник и целитель. Имя его – Герой. Потрясающе выглядит для своих лет, и трезво мыслит. Попросился к нему приехать зимой с семьями. Очень интересно будет пообщаться с ним поближе, наверняка он знает историю своего народа, и сможет об этом поведать.
В машине сразу отрубился, проснулся утром уже в Горноалтайске. 





А зачем тут крыша?

Дизайн фотоателье, вызывает улыбку у клиентов, и все фото получаются хорошими!



18 августа
Поблагодарил Армана, попрощались и на автовокзал. Там я побрился в туалете, и сел на автобус до Новосибирска. Ехали 8 часов, по дороге прочел журнал GEO годичной давности, это единственное стоящее, что продавалось в киоске прессы автовокзала. В Новосибирске меня встретил партнер по работе Борис, я помылся у него дома, встретились с Женей (водителем автобуса) чтобы отдать ему лишнюю снарягу, для мужиков. Авиабилет сдать не смог, да и вообще мой рейс, оказывается, отменили, они звонили 2 раза, чтоб предупредить, но в Алтайэ «местами» отсутствует покрытие.
Очень приятно пообщались с Борей и Катей в ресторанчике недалеко от вокзала. Ребята проводили меня прямо к вагону.



19 августа
В поезде познакомился с интересным мужчиной старовером, который много о чем смог поведать, и посоветовать к изучению. На протяжении суток, я слушал его, и после приезда ознакомился с нашей славянской культурой и знанием оставленным предками несколько глубже. Спасибо тебе Алтай, и до скорой встречи!!






















1 comment:

  1. Спасибо!
    Хорошо написано, с любовью!
    Здоровья Вам и Вашей семье!

    ReplyDelete